23 мая 2017г. ВХОД
Логин/E-mail
Пароль

Личность Кыргызстана: Кыргызский Нострадамус Калыгул Бай уулу

25 мая 2015, 04:14  Просмотров: 9415

Limon.KG -

Калыгул Бай уулу - выдающийся акын, философ, наставник-назидатель, родоначальник кыргызской акынской поэзии. Творчество акына оставило неизгладимый след в истории кыргызского народа, а его наставления с каждым днем набирают все большую актуальность.

калыгул22 Великий мудрец, акын родился 31 октября в 1785 году в Иссык-Кульской области, семье знатного человека. С малых лет Калыгул воспитывался у человека, глубоко изучающего исламскую религию.

Добровольное вхождение кыргызов в состав Российской империи вызвало резкие перемены в духовной жизни народа, вследствие чего возникло литературное течение «Замана» («Эпоха»). Одним из первых его представителей стал именно Калыгул Бай уулу.

До Октябрьской революции наследие Калыгула передавалось из уст в уста. Последователи цитировали его изречения и распространяли их среди населения, при этом утверждая: «Это были слова Калыгула». В отличие от других акынов-импровизаторов, провидец не принимал участия в поэтических состязаниях — айтышах, а все свои назидания выражал крылатыми рифмованными речитативами без инструментально-музыкального сопровождения. Калыгул обладал ораторским искусством, создавал произведения, в которых выражал своё отношение к общественно-социальным, бытовым проблемам общества, делал философские умозаключения, о чём свидетельствуют характерные особенности его творчества.

Еще А.Акаевым было точно сказано про выдающегося философа — кыргызский Нострадамус Калыгул предсказал в своей работе «Акыр заман» о приоблежении судного дня. «Крушенье мирозданья близко, на пятки наступает оно»,— писал Калыгул. «Сыновья станут врагами отцов, братья – недругами. Корова станет ценностью, бумажные деньги по рукам пойдут…». До вхождения Киргизии в состав России Калыгул смог предсказать: «Рыжелицый, синеглазый русский явится, говорят. Один на тысячу дымов управителем станет, говорят...».

Произведения Калыгула отличаются от традиционной импровизационной поэзии не только содержанием, но и направленностью, формой и структурой. Его крылатые слова о жизни, конце света (судном дне), о взаимоотношениях северных кыргызов с Кокандским ханством и Россией представляют собой кладезь народной мудрости.

калыгул

В период Советского периода с 1947 года его творчество было взято под сильную критику, что привело к запрету использования работ мыслителя. На нем было поставлено клеймо мистика, реакционера, выразителя байманапской идеологии. Несмотря на все препоны, его сочинения, хотя и в далеко неполном объеме, дошли до нашего времени. Мудрец сарбагышского племени кочкорских и иссык-кульских кыргызов призывал кочевой народ к просвещению:

«Жакшы чыккан азамат Элин билээр.
Элин билген ал адам, Билим билээр.
Окуп карап ойлонуп Илим билээр,
Эчен тюрлюю адамдын тилин билээр».

Молодчина - добродетель Правит свой народ.
Управляя им, этот человек Будет просвященным.
Читая книги и размышляя, Постигнет науку.
Изучая различные группы народов, Владеет их языками...».

Калыгул провидец смог предвидеть, как российская империя пытается захватить кыргызские земли и понять политику чужеземца. Калыгул Бай уулу сыграл большую роль в избрании Ормона ханом.

По известным данным, в 1922 году в Нарынском уезде по поручению К. Мифтакова, некоторая часть творчества акына-импровизатора была впервые нанесена на бумаге, благодаря сказаниям видного манасчы Сагымбая Орозбакова.

Калыгул Бай уулу умер в возрасте 70 лет в 1855 году в селе Ак-Суу Иссык-Кульской области. Тело его похоронено там же вблизи села Кара-Ой (Долинка). В 1999 году 30 октября в родном селе акына-импровизатора был сооружен мавзолей.

В 2000 году в сборнике «Акылман Калыгул» были собраны его творческие работы, а также воспоминания о нем и научные мнения.

Назидания Калыгула оказали огромное влияние на кыргызских поэтов, писавших свои стихи и поэмы во второй половине XIX- начале XX вв. Произведения великого акына, философа, государственника Калыгула Бай уулу являются достоянием культуры кыргызского народа.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Обсуждения закрыты