26 июня 2017г. ВХОД
Логин/E-mail
Пароль

Ала качуу (Кража невест) - за или против?

16 июня 2010, 02:56  Просмотров: 30296

Limon.KG - 2c

Один из самых ненавистных, в частности среди девушек, национальных обычаев кыргызов — это «ала качуу» («похищение невесты»).

Кого ни спросишь, почти все отвечают, что это дико. Хотя многие парни говорят: «Это традиция!»

В сегодняшнем выпуске «Лимон» решил рассмотреть эту тему. Думаю, многим будет интересно поделиться своими мнениями.

Итак, начнем с того, где и как проходит этот необычный обряд и вообще что он из себя представляет.

Похищение невесты или по-другому умыкание невест — практика похищения невест и насильственной женитьбы, распространённая на Кавказе, в Кыргызстане, в Казахстане, Эфиопии, Руанде и других странах. Также похищение невесты было распространено среди тюркских народов. В большинстве стран мира считается преступлением и незаконным видом брака.

Выгода похищения невесты для жениха заключается в том, что в этом случае ему не приходится платить родителям невесты калым. Так обычно думает сторона жениха. Украл, посадил и всё. Хотя иногда еще как приходится расплачиваться. Даже больше чем планировалось. Особенно, если украденная дочь окажется любимицей своей семьи. Тогда жениху вообще не позавидуешь. Обычно жених со своими друзьями или друзья жениха без него самого похищают невесту и привозят в дом жениха. Там родственники жениха стараются успокоить похищенную девушку и уговорить её выйти замуж за своего похитителя.

В Средней Азии при умыкании дело обычно ограничивается психологическим давлением. Если девушка остается в доме жениха на ночь, то она считается опозоренной независимо от того, был ли у неё секс с похитителем или нет. После этого шансы выйти замуж за кого-либо другого у неё очень малы. Это вынуждает девушку соглашаться на свадьбу с похитителем.

Также многие молодые люди крадут невесту с целью избежания традиционного длинного процесса, ведь в данном случае все происходит очень быстро: украли, надели платок и провели мусульманский обряд (нике). Все намного проще, дешевле и быстрее. Помимо этого психологический фактор играет немаловажную роль – боязнь молодого человека, что девушка может отказаться выйти замуж, а при краже зачастую им приходится смириться с этой участью и остаться в доме жениха.

Итак, как оказалось, «традиция» похищать невесту существует не только у кыргызов, но и у других народов.

А теперь ознакомимся с теми выражениями, которые обычно употребляют во время кражи невесты, и попытаемся перевести их на простой, доступный нам человеческий язык.

Существует два варианта кражи невест. Первый - когда данный обряд происходит по обоюдному согласию двух сторон, т.е. жених и невеста заранее договариваются и инициируют кражу.

73dd051d6670

И второй вариант, когда совсем незнакомую или малознакомую девушку крадут, как барашка, прямо на улице и увозят в неизвестном направлении. Ну, ясное дело, что неизвестное направление — это дом жениха.

Рассмотрим для начала первый вариант.

Девушка с парнем договариваются о том, что они женятся, и решают сделать это по старинной традиции. Естественно, и ее, и его сторона обо всём знают. За девушкой приезжает жених вместе с несколькими друзьями и забирает её. Прибыв в их дом, она немного поломается для приличия, пустит слезинку и сядет за «кёшёгё» (занавес, ширма для невесты). Ей надевают белый платок и далее всё по сценарию, как было ранее написано. Т. е. приходит молдо, делает им нике. И всё. Они муж и жена. С момента прибытия невесты домой или на следующий день в зависимости от обстоятельств отправляют людей со стороны жениха к родителям невесты. Обычно это мужчины. Этот процесс называется «ачуу басар», если переводить дословно «подавить гнев». В данном случае скорее гнев родителей невесты. Несут как правило барашка живого и мертвого тоже, готовят боорсоки, сладости и всё, что необходимо. Ну и естественно, деньги. И со словами «кулдугубуз бар» («мы ваши рабы») приезжают домой к родителям невесты. Их сперва не впускают в дом. Так как они еще в шоке от услышанного, но потом все же гости заходят и начинают знакомиться. Дают родителям невесты «Сут акысы» - деньги матери невесты за «ее молоко», это дословный перевод. Это может быть и деньги и скот. В общем в зависимости от материального положения жениха. Также те, кто в состоянии выплачивают сразу калым. Или оставляют на не определенный срок. Подавив, так сказать, их гнев, познакомившись, сторона жениха возвращается домой.

Дальше уже их проблемы - будет свадьба или нет.

Самое главное - долг перед родителями девушки должен быть выполнен.

Теперь рассмотрим второй вариант. Думаю, возмущений и высказываний больше всего будет здесь.

Итак, парень решает жениться, но не знает, на ком. Нужно красть и брать силой. Что-что, а это мы умеем. Многие парни вполне нормально относятся к краже невест, объясняя тем, что это наша традиция, обычай, и здесь нет ничего плохого. Но как же быть тем девушкам, которые абсолютно не были готовы к такому повороту событий?

Простой пример. Идет девушка по улице. Может быть, возвращается с учебы или работы или идет на свидание со своим парнем. Тут останавливается машина, из которой выбегают несколько ребят, скручивают ей руки и силой сажают к себе в машину. Естественно, от такого обращения у любой девушки будет шок и стресс первой степени. Первая ее реакция — это атака, брыкание, кусание, в общем, что угодно она впускает в ход, лишь бы ее отпустили. Не такую жизнь она хотела, а свадьбу тем более. Если потом она всё же остаётся, то те друзья, которые крали её, будут всю жизнь ей напоминать, какой ужасной она была. И всегда умудрятся ее пристыдить.

И вот она уже дома у жениха. Всё готово, и все готовы. Жених передаёт невесту в руки шумных и бесчисленных апашек и женешек. Вот здесь и можно вспомнить поведение бедной девушки Асемы из фильма «Боз салкын», в котором во всех подробностях описаны поведение девушки, которую украли. В ход пускается всё: руки, ноги, крики, маты — лишь бы отпустили и не завели в дом. Ведь выйти-то оттуда будет уже сложновато.

Надо учитывать и то, что дома ее ждут бабушки, у которых язык до пола и которые не умолкают, говоря все время «Биз дагы ошинтип келгенбиз. Таш тушкон жер оор болот» (мол, и мы также пришли). Затем заводят ее в приготовленное заранее «кёшёгё» и надевают платок в 50-й раз. Потому что любая девушка будет его скидывать с головы, пока какая-нибудь бабулька не придет и не наговорит ей ужасные слова, от которых она просто начинает терять рассудок. Некоторые девушки умудряются всё же выскользнуть из их цепких рук, чтобы убежать, но самое ужасное препятствие будет ждать ее на пороге — бабушка, которая ляжет на этом самом пороге во всю длину. И проскочи, если сможешь. Уже не сможешь. У нас в крови заложено не переступать через взрослых. Найдутся и те, кто спокойно перепрыгнут, но их будет ждать проклятье чуть ли не до десятого поколения.

Таким образом, если невеста всё же осталась в доме укравшего ее жениха, она становится снохой на долгое, а быть может, не очень долгое время.

Почему не очень? Потому что когда начинается жизнь, узнаются плюсы и минусы обеих сторон. Неправильно надела платок, неправильно поклонилась, неправильно налила чай, родители оказались не теми, не поладила со свекровью. Ну и наконец, мужу разонравилась. Ведь когда он крал её, он же не знал, к примеру, что она не «девочка», или про ее тяжелый характер, не знал, что у нее большая семья или больная мама, которую надо часто навещать. Не знал, что у нее целый букет болячек или что у нее эпилепсия и т.д. Список этот можно перечислять до бесконечности.

Нередко встречаются и случаи, когда родители украденной девушки возвращают ее назад. Особенно, если она еще несовершеннолетняя.

В общем, плохая или нет, но традиция эта у нас есть. И сохранилась по сей день. Особенно в отдаленных от города местах.

Нельзя сказать, что все, кого крали, стали несчастными. Есть много счастливых браков, заключенных благодаря этой традиции.

Простой пример. Девушка с высшим образованием, даже с двумя, городская. Всю жизнь росла в городе, со всеми удобствами. Ей уже 27 лет. Не замужем. По нашим понятиям она уже ой какая старая! Дома все пилят: «Выходи замуж, а то ты уже «кара далы» (старая дева)». А девушка работает, никого не трогает, на свою жизнь зарабатывает сама, НО неудобно ей уже находиться в отцовском доме из-за постоянных упреков в ее адрес. Замуж выйти не получается, потому что нет достойного. В один прекрасный день её крадёт давно любивший её одноклассник, который тоже долго не женился. Крадёт её прямо на работе в глухомань, в село. И всё! История с хэппи эндом. Она возится с домашней живностью, родила ему двоих детей и, по ее словам, очень счастлива. Самое главное - мужа любит и он её.

Выходит, кого-то эта традиция все-таки делает счастливыми.

А что думаете Вы?

Ссылки по теме:

Кыргызские традиции устами молодежи, - Limon.kg, 11.08.2010

Кыргызские обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой, - Limon.kg, 13.08.2010

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.

Обсуждения закрыты