Кыргызские обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой

13/08/10, 11:48  |  Просмотров: 66873

Limon.KG - Итак, «Лимон» продолжает глаголить устами молодежи о наших традициях

wedding

Нередко возникает у современной молодежи вопрос «Зачем столько традиций? Жили бы как на Западе. Без шума и гама. Спокойно женились бы, имели детей. И не обязательно столько тоев проводить!» возмущаются некоторые молодые люди.

Есть наверное причины для возмущения. Во-первых обряды наши требует много сил и отнимают немало времени. И что самое главное, денег уходит слишком много.

Мы не стали приводить в первой своей публикации примерные затраты на все эти обряды, связанные с рождением ребенка (Кыргызские традиции устами молодежи) и дальнейшими его обрядами, а их и потом немало.

Теперь вот думаем привести хотя бы среднюю расценку этих обычаев.

Уже многие страны вводят запрет на проведение таких мероприятий, как свадьба. То есть они проводятся, но не так, как хотелось бы родителям и жениха и невесты. Поскольку есть понятие «Есть желание, но нет возможности».

Итак, следующая наша тема «Свадьба». Рассмотрим обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой.

У нас это событие представляет из себя тоже целый ритуал.

Начнем с самого начала. Раньше по обычаю существовали ранние формы сватовства — «кудалашуу», сватовство ещё не родившихся детей — «бел куда», и младенцев — «бешик куда». В первом случае о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья. Как правило, в будущем дети этих друзей называют их «аяш ата или апа».

Нередко можно увидеть и сейчас таких родителей, который делают «кудалашканский вариант» еще в детстве. Хорошо, если их дети потом соглашаются. Но бывают и случаи, когда молодые люди расстаются либо вообще не признают друг друга.

Как проходит процесс «кудалашуу»? Как правило, после того, как родители договариваются и получают согласие друг друга, на девочку, если она еще маленькая, надевают сережки - «сойко салуу». И с этого момента родители могут обращаться друг к другу со словами «куда» - сват, «кудагый» - сваха.

Если все же жених и невеста встречают друг друга уже взрослыми, то все равно надо свататься. Иначе нельзя.

Есть семьи, которые особое внимание уделяют роду той семьи, с которым собираются породниться. В большинстве случаев эти семьи стараются породниться со знатными семьями, родами - «тектуу эл менен». Отношения — «куда сёок» — родственников жениха и невесты у кыргызов отличаются подчёркнутым уважением и вниманием.

Часто при знакомстве с родственниками жениха и невесты задаются вопросы «Ата тегин ким?» - Из какого ты рода? Их у нас тоже не мало «бугу», «кыпчак», «сарыбагыш», «солто» и т.д.

Мы, кажется, отвлеклись.

«У нас у кыргызов слишком много всяких обычаев и обрядов, - говорит Аселя. - Столько сил времени на все это уходит, а самое главное средств. Спрашивается, зачем? К примеру, процесс «кыз узатуу» порой обходится дороже чуть ли не самой свадьбы. Нужно приготовить приданое («сеп», куда входит всё — одежда невесты, тошоки, посуда и т.д.) Нужно встречать гостей, резать барана и все остальное. Слишком много лишних действий и лишних затрат».

Вообще, это всё, конечно, зависит от того, как договоришься. Бывает, что обе стороны договариваются проводить без лишних затрат. Проводят свадьбу и все на этом. Но есть и такие семьи, которые хотят провести весь свадебный процесс по всем правилам наших традиций. С такими понятиями, как «кийит», «калым», «корундук», «ачуу басар» и т.д.

«Кийит» - это дорогие одежды родителям жениха и невесты и их ближайшим родственникам. В какую сумму обходится та или иная одежда — это уже дело организаторов.

По сути, на приготовление одного только приданого для невесты в среднем уходит от $1000 и выше. В некоторых современных семьях в приданое входит и машина невесты, на которой она ездила.

Естественно, помимо приданого существует и такое понятие, как «калым» - ритуальная передача всего выкупа за невесту. Это уже рассматривается по разному, т.е. у нас это может зависеть даже от месторасположения. Например, на севере, в Нарыне одна цена, в Таласе - совсем другая, в Оше - третья. В среднем, в качестве калыма дают сумму от 20000 сомов и выше, плюс еще крупный рогатый скот, барашка и «кийит» в придачу. Хотя многое все-таки будет зависеть от материального благосостояния семей.

Ладно, откидываем пока в сторону финансы и переходим к процессу.

Невесту приготовили - одели, накрасили, косички заплели. Все, как надо. Остается ждать жениха. Если невеста в свадебном платье, значит дальше они должны поехать в ЗАГС расписаться или пригласить оттуда на саму свадьбу. Жених обычно приезжает вместе со своими друзьями и женой брата - «жене». Их встречают родственники невесты. Долго не показывают невесту, а даже если покажут, то за деньги со словами «корундук». Жениха пугают, что невесту свою он не получит, если его люди не заплатят за нее. Прямо как в кино, когда выкупают заложника.

В общем, потом ее забирают, они все уезжают. Гуляют, пьют, тусуются по своему. Потом в ЗАГС, а вечером - в кафе. Ну или домой. Смотря, как договаривались. Если все-таки в кафе, то там тамада играет свою роль, гости с обеих сторон говорят тосты, желают молодоженам долгих лет жизни и много детей. Игры, пляски, веселье. Все, как надо. Весь этот процесс длится до полуночи.

52430612KZCHiG_fs

Многие иностранцы, особенно японцы, удивляются нашим свадьбам. Ведь у них такие мероприятия проходят очень быстро, всего за 2 часа. Остальное свое время, будучи самой развитой страной, люди все же тратят на полезные дела.

А у нас вот так. Праздник, так праздник до последнего гостя.

Если все-таки невесту сразу привезли домой, это значит, весь дом будет забит гостями как минимум на 3 дня. Будут приходить гости и уходить, снова приходить и уходить. Невеста находится за ширмой под названием «кёшёгё» и сидит там. Наверняка все, кто смотрел фильм «Боз салкын», должны помнить этот момент. Когда она всем кланяется («жугунуу») и все ее благословляют. Говорят, что иссык-кульские девушки кланяются всю жизнь родственникам со стороны мужа. Вообще, этот самый поклон «жугунуу» для того, чтобы не казаться грубой старшим. К примеру, вместо громкого «Здравствуйте!» можно просто поклониться. Это будет куда вежливей и красивей по понятиям кыргызов.

alco_toy

В общем, потом все заходят смотреть на невесту, это называется «келин коруу» - смотрины невесты. Она в первый день как объект всеобщего лицезрения. Там тоже говорят «корундук» гостям, которые изъявили желание на нее посмотреть. Самый свой первый платок молодая невеста должна отложить себе куда-нибудь и не терять. Так начинают говорить все бабушки, которые там есть. По традиции, первый белый платок надевает на нее мама жениха, т.е. её «кайн эне» - свекровь. Потом ближе к вечеру, ну или ночи приглашают молдо для заключения брака по шариату - «нике кыйуу». Затем назначают молодоженам посаженых родителей — «окул ата, окул эне». И после всего этого жених с невестой становятся мужем и женой.

Дальше есть еще ряд обрядов. Только в последнее время они уже не особо ценятся. Первая брачная ночь. Раньше всегда обращали внимание на то, какой пришла в их дом невеста. Если она была чиста и невинна, то на следующее же утро отправляли человека в ее дом со словами «уулду болдук», а простынь смотрели все желающие и даже платили за это деньги. Считалось большой гордостью, если девушка выходила замуж чистой и не испорченной. В первую очередь, для ее родителей за то, что они воспитали такую дочь, да и родителям жениха тоже, ну и конечно самой невесте, так как она может ходить всегда с гордо поднятой головой. В последнее время уже не так особо рассматривается этот обряд. Но все-таки есть такие семьи, которые придерживаются всех этих правил до конца.

Надо отметить и то, что невестка по обычаю не имеет права называть по имени родственников мужа, это называется «терго:», т.е. она заменяет их другими словами. Этот запрет действует в течении всей жизни невестки. Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за них их имена озвучивал кто-нибудь из присутствующих, которые их знали. Такие женщины пользовались большим уважением.

На это особо обращают внимание жители сёл и деревень, там, где пожилые люди. Они все-таки знают о наших традициях больше нас.

Обряд, связанный со свадьбой у кыргызов, один из самых веселых и самый интересный. Существует еще и кража невест «кыз ала качуу». Но об этом в следующем выпуске.

Данная статья является интеллектуальной и авторской собственностью интернет-издания Limon.KG. Перепечатка материала с сайта невозможна без письменного разрешения редакции.
Поделись своим мнением

Обсуждаемое в соцсетях